VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Центральный банк России место и роль в банковской системе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002567
Тема: Центральный банк России место и роль в банковской системе
Содержание
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет Экономики, права и информационных технологий
Кафедра Бухгалтерского учета, финансов и налогообложения






КУРСОВАЯ РАБОТА 

   
   По дисциплине «Финансы»
   
   Студента Ионус Елена Витальевна                                    
   					(фамилия, имя, отчество)
   


	На тему:	Центральный банк России: место и роль в банковской системе


	Автор работы:						
	Ионус Е.В					                       ___________________
	           (ФИО)								(подпись)

	Научный руководитель:					
	К.э.н. Ключко Виктория Анатольевна			___________________		                  
	 (ученая степень, звание, ФИО)						(подпись)


   								Дата сдачи:
   								«05» июня 2017г.
   								
   								Дата защиты:
   								 «____»_____________200__г.
   								
   								Оценка: __________________
   
   
   

Москва 2017
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра Бухгалтерского учета, финансов и налогообложения
Дисциплина «Финансы»
Факультет Экономики, права и информационных технологий группа 02ЭКз4410

ЗАДАНИЕ 
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 


Студенту Ионус Елене Витальевне
   					(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель К.э.н. Ключко Виктория Анатольевна
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Тема Центральный банк России: место и роль в банковской системе

Целевая установка: Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в банковской системе 
Основные вопросы, подлежащие разработке: 
1. определить место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия по отношению к кредитным организациям, правовое регулирование его деятельности;
2. изучить структуру Центрального банка РФ;
3. проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Основная литература: Нормативно-правовые источники РФ, статистические данные Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, открытая информация Министерства Финансов РФ и Банка России, учебники, научные журналы и статьи, справочные данные сети Internet-сайтов.













МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ОТЗЫВ
научного руководителя на курсовую работу
   
   Студента(ки) Ионус Елена Витальевна
    (фамилия, имя и отчество)
   Факультет Экономики, права и информационных технологий группа 02ЭКз4410, 3 курс
   Дисциплина «Финансы»
   Тема работы Центральный банк России: место и роль в банковской системе
   
   Отмечаются следующие моменты: актуальность темы исследования; степень разработанности проблемы, наиболее интересно исследованные вопросы. Оценивается степень самостоятельности и творчества студента; уровень его теоретической подготовки; умение анализировать научные материалы, делать практические выводы. Знание основных концепций, научной и специальной литературы по избранной теме.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научный руководитель К.э.н. Ключко Виктория Анатольевна
 (Уч. степень, уч. звание, должность, ФИО)
«_____»________________2017г
     

Оглавление
      
      
Введение……………………………………………………….…………......…….5
1.	Понятие Центрального банка Российской Федерации……….................5-7
1.1 Структура Центрального банка России …………………………………. 6-19
1.2 Функции Центрального банка Российской Федерации ………………...19-21
2.	Статус Центрального банка Российской Федерации…………………21-22
2.1  Денежно-кредитная политика Центрально банка Российской Федерации............…………………………………………………………………..22-27
2.2. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования Центрального банка России ………………………………………………………………….28-32
2.3 Правовое регулирование деятельности Центрального банка Российской Федерации……………………………………………………………………..32-35
Заключение………………………………………………………...............….…36
Список использованных источников……………………………………..…..37
      














                                                                              
                                                            
                                                              Введение

           Для написания курсовой работы, я выбрала тему: «Центральный банк России: место и роль в банковской системе». Считаю данную тему актуальной на сегодняшний день, так как через банковскую систему осуществляется все денежно-кредитное регулирование экономики страны. Ежегодно экономическое положение страны меняется и далеко не всегда в лучшую сторону. Сложная экономическая ситуация в стране порождает проблемы в банковской сфере. Это влечет за собой снижение платежеспособности клиентов банков, такие факторы, как рисковая инвестиционная политика, ужесточение резервных требований приводят к снижению доходов банковской деятельности, а иногда и к банкротству некоторых банков. 
          Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в банковской системе.
      Для достижения поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:
     1. определить место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия по отношению к кредитным организациям, правовое регулирование его деятельности;
     2. изучить структуру Центрального банка РФ;
     3. проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования.
          Объектом исследования в курсовой работе является Центральный банк Российской Федерации.
     Предметом исследования является деятельность Центрального банка Российской Федерации.
     

     
1.	Понятие Центрального банка Российской Федерации
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учреждён 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчётный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчётен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утверждён Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчётного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в своё полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднён и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991—1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов специальных банков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчётно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).

Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.


1.1	Структура Центрального банка России
Структура Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) - это единая централизованная система подразделений главного банка страны с вертикальной структурой управления, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных структурных единиц, обусловленных целями, задачами и компетенцией ЦБ РФ.

В структуру ЦБ РФ входят:

- центральный аппарат;

- территориальные учреждения;

- расчетно-кассовые центры;

- вычислительные центры;

- полевые учреждения;

- учебные заведения;

- другие организации (в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации), которые необходимы для осуществления деятельности ЦБ РФ.

Органами управления ЦБ РФ (центральным аппаратом) являются:

- Председатель ЦБ РФ;

- Национальный банковский совет;

- Совет директоров ЦБ РФ.

Председатель ЦБР назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов по представлению Президента РФ. Одно и тоже лицо не может занимать должность Председателя ЦБР более трех сроков подряд.

Председатель ЦБР может быть освобожден от должности, но только в следующих случаях:

- истечение срока полномочий;

- невозможность исполнять служебные обязанности, что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии;

- подача личного заявления об отставке;

- совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

- нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью ЦБР.

Особенностями правового статуса Председателя ЦБР является то, что он:

- действует от имени ЦБР и представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

- председательствует на заседаниях Совета директоров; в случае равенства голосов, его голос считается решающим;

- подписывает нормативные акты ЦБР, решения Совета директоров, протоколы его заседаний, соглашения, заключаемые ЦБР;

- назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя ЦБР, распределяет между ними обязанности;

- вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;

- подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями ЦБР;

- несет полную ответственность за деятельность ЦБР;

- обеспечивает реализацию функций ЦБР и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению ЦБР (за исключением тех, по которым решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров).
Национальный банковский совет - коллегиальный орган управления ЦБР численностью 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации (из числа членов Совета Федерации), трое - Государственной Думой (из числа депутатов Государственной Думы), трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель ЦБР. Отзываются члены Национального банковского совета органом государственной власти, направившим их в состав Совета. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя ЦБР, не работают в ЦБР на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. Председатель Национального банковского совета избирается членами Совета из их числа простым большинством голосов. В таком же порядке избирается заместитель Председателя. Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал. Заседания назначаются Председателем (его заместителем), а также по требованию Председателя ЦБР или не менее трех членов Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании является решающим.

Национальный банковский совет:

1) рассматривает годовой отчет ЦБР;

2) утверждает на основе предложений Совета директоров на очередной год:

- общий объем расходов на содержание служащих ЦБР;

- общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР;

- общий объем капитальных вложений;

- общий объем прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждает при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительные расходы на содержание служащих ЦБР, на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, дополнительные капитальные вложения, а также прочие дополнительные административно-хозяйственные расходы;

4) рассматривает вопросы совершенствования банковской системы РФ;

5) рассматривает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) решает вопросы, связанные с участием ЦБР в капиталах кредитных организаций;

7) назначает главного аудитора ЦБР и заслушивает его доклады:

8) ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности ЦБР:

- реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

- банковского регулирования и банковского надзора;

- реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;

- обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы;

- исполнения сметы расходов ЦБР;

- подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) определяет аудиторскую организацию - аудитора годовой финансовой отчетности ЦБР;

10) вносит в Государственную Думу предложения о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБР, его структурных подразделений и учреждений;

11) по предложению Совета директоров утверждает:

- правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБР;

- порядок формирования провизии ЦБР и порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБР;

- отчет о расходах на содержание, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Совет директоров - главный коллегиальный орган непосредственного управления ЦБР. В него входят Председатель ЦБР и 12 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе.

Члены Совета директоров назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Председателя ЦБР, согласованному с Президентом РФ.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

- Председателем ЦБР - по истечении срока полномочий;

- Государственной Думой по представлению Председателя ЦБР - до истечения срока полномочий.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Заседания назначаются Председателем ЦБР (его заместителем) или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Заседания ведет Председатель ЦБР, а в случае ею отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Для участия в заседаниях могут приглашаться руководители территориальных учреждений ЦБР.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления; представляет эти документы в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу;

2) обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

3) утверждает годовую финансовую отчетность ЦБР, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБР, представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБР в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

4) утверждает отчет о деятельности ЦБР, готовит анализ состояния экономики России и представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБР в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

5) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение (с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года) общий объем:

- расходов на содержание служащих ЦБР;

- расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР;

- капитальных вложений ЦБР;

- прочих административно-хозяйственных расходов ЦБР;

6) рассматривает (при необходимости) и представляет в Национальный банковский совет предложения по дополнительным расходам с расчетами и обоснованиями;

7) утверждает смету расходов (смету дополнительных расходов) ЦБР, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов ЦБР, не позднее 31 декабря предшествующего года;

8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя ЦБР, членов Совета директоров, заместителей Председателя и других служащих ЦБР;

9) принимает, в частности, решения:

- о создании, реорганизации и ликвидации организаций ЦБР;

- установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

- величине резервных требований;

- изменении процентных ставок ЦБР;

- определении лимитов операций на открытом рынке;

- участии в международных организациях;

- участии (членстве) ЦБР в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБР, его учреждений, организаций и служащих;

- купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБР и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);

- применении прямых количественных ограничений;

- выпуске банкнот и монеты ЦБР нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБР старого образца;

- порядке формирования резервов кредитными организациями;

10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала ЦБР;

11) утверждает порядок работы Совета директоров;

12) представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора ЦБР;

13) утверждает структуру ЦБР, положения о структурных подразделениях и учреждениях ЦБР, уставы организаций ЦБР, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций ЦБР;

14) в соответствии с федеральными законами определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;

15) утверждает перечень должностей служащих ЦБР;

16) устанавливает правила проведения банковских операций, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением ЦБР;

17) готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение:

- предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для ЦБР;

- предложения по порядку формирования провизии ЦБР и порядку распределения прибыли ЦБР, остающейся в распоряжении ЦБР;

- отчет о расходах ЦБР на содержание служащих ЦБР. пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

"Вестник Банка России" официально публикует (в течение десяти дней со дня принятия) решения Совета директоров последующим вопросам:

- изменение процентных ставок;

- размер резервных требований;

- размер обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

- прямые количественные ограничения;

- участие (членство) ЦБР в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБР, его организаций и служащих;

- выпуск банкнот и монеты ЦБР нового образца; изъятие из обращения банкнот и монеты ЦБР старого образца;

- порядок формирования резервов кредитными организациями.

Территориальное учреждение ЦБР - это обособленное подразделение ЦБР, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций, действующее на основании Положения и нормативных актов ЦБР и входящее в единую централизованную систему ЦБР с вертикальной структурой управления. Территориальное учреждение ЦБР не является юридическим лицом, наделено статусом филиала. Территориальными учреждениями ЦБР являются его главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации (например, Главное управление ЦБР по Ульяновской области), городах Москве и Санкт-Петербурге; национальные банки республик в составе России (например, Национальный банк Удмуртской Республики, Национальный банк Республики Татарстан). Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров ЦБР. По выполняемым функциям территориальные учреждения ЦБР не могут принимать решения нормативного характера; не вправе выдавать (без разрешения Совета директоров) банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Территориальные учреждения не вправе без разрешения ЦБР осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами.

Расчетно-кассовый центр - структурное подразделение ЦБР, которое участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов. Посредством открытия корреспондентских счетов в РКЦ ЦБР (по правилам один корреспондентский счет в сети ЦБР коммерческий банк обязан иметь по месту своего нахождения) коммерческие банки осуществляют межбанковские расчеты друг с другом.

Полевые учреждения ЦБР предназначены для банковского обслуживания: воинских частей; учреждений и организаций Минобороны России; иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность России; физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями ЦБР, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений ЦБР невозможны.

1. Эти структуры являются воинскими учреждениями и действуют на основании воинских уставов, а также Положения о полевых учреждениях ЦБР, утверждаемого совместно ЦБР и Минобороны России. Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих ЦБР определяются Советом директоров в соответствии с трудовым законодательством.
1.2	Функции Центрального банка Российской Федерации
1.Эмиссия банкнот, то есть наличных денег. В современных условиях наличные деньги составляют незначительную часть денежной массы, но тем не менее она необходима для розничной торговли и обеспечения ликвидности банка.
2. Центральный Банк является банком банков. Он не имеет дела ни с предприятиями, ни с населением. Его клиенты – коммерческие банки. Он хранит кассовые резервы банка, осуществляет расчеты между ними, оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков Центробанк – кредитор последней инстанции, то есть «на крайний случай». Центробанк предоставляет коммерческим банкам ссуды под залог векселей и других ценных бумаг, а также осуществляет учетные операции, то есть покупку векселей банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичная покупка векселей.
3. Центральный Банк является банкиром правительства. В нем открыты счета правительства, и он является его кассиром и кредитором. Центробанк управляет государственным долгом. Это значит, что он осуществляет размещение и погашение займов, организует выплату процентов. Кроме того, регулирует резервы иностранной валюты и золота. Осуществляет международные расчеты.
4. Центральный Банк регулирует безналичную эмиссию, осуществляемую коммерческими банками. Основными инструментами воздействия Центробанка на массу денег, создаваемую коммерческими банками, служат: 
а) операции на открытом рынке – это купля-продажа банком государственных ценных бумаг; 
б) учетная ставка – это ставка процента, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их денежных резервов и кредитования клиентов. Чем выше учетная ставка центрального банка, тем более высокий процент взимают коммерческие банки за предоставляемый ими кредит, и наоборот.
в) норматив обязательных резервов (золотовалютных резервов) - это установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами.
     Все функции неразрывно связаны между собой. Результаты деятельности Центрального Банка, его пассивные и активные операции отражаются в его балансе. Балансы коммерческого и Центрального банков различаются: 
А) наличные деньги в обращении – это пассивы Центрального банка, а наличность коммерческих банков – это их активы.
Б) Обязательные резервы коммерческих банков являются их активами, а деятельность Центрального банка – это пассивы.
В) Ссуды, выданные Центральным банком для коммерческих – пассивы, а для Центрального банка – активы.
2. Статус Центрального банка Российской Федерации
                Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля, независимо от других органов государственной власти (часть 2). Эти функции, как указал Конституционный суд Российской Федерации «по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения». Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.



По информации с сайта Банка России,

«Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“, Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“.
Правовой статус и функции Банка России»
В соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделён имущественной и финансовой самостоятельностью.
2.1 Денежно-кредитная политика Центрально банка Российской Федерации
   В современном мире денежно-кредитная политика становится одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики. 
     Денежно-кредитная  политика – это часть единой макроэкономической политики государства, предполагающая целенаправленной воздействие на денежно-кредитную  систему посредством преимущественно рыночных инструментов с целью создания условий для экономического роста.
     Суть  денежно-кредитной политики сводится к установлению целей и задач  денежного регулирования и определения  механизма их достижения.
     Проводниками  денежно-кредитной политики в развитой экономике выступает ряд институтов, которые условно можно разделить на две группы:
      - институты, основным назначением  которых и является проведение  денежно - кредитной политики от  имени государства. Практически  во всех странах мира, в том числе и в России, это центральный банк;
     - институты, косвенно участвующие  в процессе проведения денежно-кредитной политики. В данную группу можно отнести министерства финансов, казначейства и ряд аналогичных организаций.
     Главная роль среди названных институтов отводится центральному банку, так как именно он координирует реализацию государственной денежно-кредитной политики.
     Денежно-кредитное регулирование – это инструмент проведения денежно-кредитной политики; процесс прямого или косвенного воздействия центрального банка на денежно-кредитную систему (количество денег в обращении, ликвидность банковской системы) с целью достижения поставленных целей.
     Цели  денежно-кредитного регулирования  можно разделить на конечные, промежуточные  и тактические. К конечным целям относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса, полную занятость трудоспособного населения, рост реального объема производства. Современная практика денежно-кредитного регулирования свидетельствует о том, что в большинстве стран конечной целью денежно-кредитного регулирования становится снижение уровня инфляции. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки. Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрального банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидности рынка. 
     Для достижения поставленных целей центральные банки – проводники официальной денежно-кредитной политики – могут использовать разные ее виды и стратегии.
     Выделяют структурную и конъюнктурную денежно - кредитные политики Структурная денежно - кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирования оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не а конкретных участников рынка, а на рынок в целом, то есть на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно-кредитная политика предполагает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.
     Для достижения своих стратегических целей  центральный банк может проводить  политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии.
     Политика  денежно-кредитной рестрикции (ограничительная  денежно-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно-кредитная рестрикция может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант денежно-кредитной рестрикции  - косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.
     Данный  вид денежно-кредитной политики может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны. Повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, что закономерно, - к понижению реального производства. Таким образом, следствием денежно-кредитной рестрикции может стать падение инвестиций и чистого национального продукта, а также снижение спроса на деньги, что ограничивает эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики. Большим недостатком денежно-кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего долга, внутреннего долга и дефицита бюджета вследствие роста реального процента. И, наконец, в условиях высокой инфляции жесткую монетарную политику реализовать практически невозможно, иначе возникает кризис ликвидности. 
     Таким образом, ввиду целого ряда негативных последствий для экономики денежно-кредитная рестрикция должна.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.